Страничка родного языка

В июне Алибекова Э.М. ,призер конкурса « Лучший учитель родного языка – 2017г.» была приглашена в Министерство Образования РД на встречу с министром образования Омаровой У.А., работниками НИИ им.Тахо-Годи, ДИРО.

02.10.2018

В июнеАлибекова Э.М. ,призер конкурса   « Лучший учитель родного языка – 2017г.» была приглашена в Министерство  Образования РД  на встречу с министром  образования Омаровой У.А., работниками НИИ им.Тахо-Годи, ДИРО.

Цель:   решить проблемы изучения национальных языков Дагестана в школах, учитывая новый принятый закон о добровольном изучении родного языка.

На встречу были приглашены со всех уголков нашей Республики учителя родных языков, а именно победители и призеры  конкурса педагогического мастерства « Лучший учитель родного языка».

Были затронуты разные вопросы, также и вопрос  оснащения школ учебниками.

 

Изменения и дополнения к Уставу

Отчет ко дню родного языка

13.02.2019

отчет ко дню родного языка.docx (скачать)

Муниципальный этап олимпиады по родному языку

13.02.2019

30 января 2019 года на базе МКОУ «СОШ № 10» г. Избербаш прошел Муниципальный этап олимпиады по родному языку. В олимпиаде приняли участие и учащиеся МКОУ «СОШ №12» г. Избербаш, 

новости сайта за февраль 2019.docx (скачать)

13 марта 2019 г.ДДТ совместно с УО г. Избербаш организовалов ДК муниципальный конкурс « Возвращение к истокам».

15.04.2019

13 марта 2019 г.ДДТ совместно с УО г. Избербаш организовалов ДК муниципальный конкурс « Возвращение к истокам».

Цель конкурса: привить любовь к родному языку.

В конкурсе приняли участие ученики 4 класса МКОУ «СОШ № 12», которые заняли  1 место.Ученики поставили шуточную сценку «На экзамене».

Оценивалось театральное (актерское) мастерство учащихся,  правильно поставленная речь на даргинском языке.

Подготовила учащихся учитель родного языка и литературы Курбанова В. С.

  


новости на сайт март 2019 (1).docx (скачать)

16 марта 2019 г.состоялась Республиканская олимпиада по родному языку на базе ДИРО.

18.03.2019

16 марта 2019 г.состоялась Республиканская олимпиада по родному языку на базе ДИРО.

Цель:выявить одаренных учащихся по предмету, привить любовь к родному слову.

Магомедова Аминат Руслановна, ученица 9 «А» класса МКОУ «СОШ № 12» приняла участие и заняла 2 место в Республиканской олимпиаде по родному языку.

Подготовила учитель родного языка и литературы Алибекова Э.М

новости на сайт март 2019 (1).docx (скачать)

В марте 2019 г. определились победители Международного конкурса «Язык предков».

27.03.2019

новости на сайт март 2019 (1).docx (скачать)

Мастер-класс тема: « Дугьбалаулкализиб»

23.04.2019

Дарслажура: сагасибагьудикасниладарс.

 

Технология:   хIялумцIни(исследовательская деятельность.), группабазибхIянчидураберкIни.

 

Мурад: 

I. цавадахъалмягIнубазирдузахъутидугьби,омонимти,синонимти,антонимтидекIардирахъесдурхIнибурсибарнихIялумцIнилатяхIярпайдалабирули, группабазиббузахъули;

2.дурхIназир халкьламухIлилапагьмуличидигичеимцIабарни, гIяхIтикъиликъунидяркъни.

 

Масъулти:

         ДурхIнасгIяхIти шурт1ри дарничулачузибагьудлумидаргахъесбагьандан,  ,гьалабизуни,къияндешлумиахъесбирулибиъниаргъахъни;

         ЦамягIналавадахъалмягIнубаладугьбачилабагьудлумидурхIназиргьаладяхIардукни;

         дугьбиалкIнила, сари-ургардархдалснилатяхIяр-кьяйдачулачузииргъахъес,дурахъесбурсибарни;

         Дарганмезличидигиадикьни.

ДарсличирпайдаладирутиваяхI: мультимедийный  проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, жуз ,Дугьбибаяндирнила словарь Р.Р.Шахбановла («Толковый словарь» Р.Р.Шахбанова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дарслабашри:

         БехIбихьуд.

- ДурхIни, ишбархIинушалагIядатлаахIенсидарсбирар.  ДарсладевизлибетараришхIябкуб:

Слайд I.  (назму – дарсла девиз)

-  Нешламезлаулкализир

НушанихIедалутиралер.

НушагьаннаумцIехIе

ЖавабтирадургехIе.

 

         Сагатибагьудлумикасни.

НушанилингвистикалахIялумцI (исследование) дурабуркIехIе.

      -  ХIядурдиираясагадешлумиабхьес.

 

Слайд 2 ( хIялумцIни, хIялумцIан,хIялумцIуси (исследование, исследователь,исследующий)).

   - ХIеръаядоскаличи. ДелчIенаядугьби.

ТетрадуназиделкIенаядугьби, илдаламорфемабалашал  разбор   барая .

   - АхтардибирехIебархьлибарилрал разбор. 

  -  Чили доскаличибчебиахъу  сен-сен барилил разбор  (дурхIядоскаличидураулхъан). 

 -   ДурхIни, бурая гьариишдисегъунтидугьби сари ?  (тухумти)

   - Чидидугьбастухумти или бикIара?

 

Слайд 3.

- ХIеръаясуратуначи.

- Се чедиулрахIушани?     ( жита, набадари,кьаламжуз).

-ЦархIилмягIнализирвираруилдидугьбипайдаладарес?       (хIейрар).

 ВЫВОД: дугьбидузахъули сари ца мяг1нализирцун.

 

Слайд 4 (объект исследования – слово и его лексическое значение)

- ГьаннанушанихIялумцIбирехIе.  ХIеръаядоскаличи.Ишарнунигьаладихьилрапредложениби,чузиррадугьбидетахъилисари.Пикридухъенаячидипредложениелизи УРКIИ дев кабатесвирара ?

 -СегъунамягIнализиб дев балбиркулил, чидилпредложениелизиб  ил хIяжатлиахIенал? 

 

ГIялила …….изулри.

ДурхIнаниазбарла  ….. цIаабалкири.

МяхIячкъала – Дагъиста  …..саби.

Нушала школа ….. жагасисаби.

Г1инцла ….. берх1или саби.

 

  (Доскаличир  УРК!Иибсидевласуратуничедаахъилра).

СегъунамягIнализирбузахъулив  УРК!Иибси дев?

Вывод:  дев чумалмягIнализиббузахъулисаби.

 

Слайд 5.

-  Гьайгьай,  баянбирнила словарь (толковый)  гIяхIсикумекчилибетарарнешла мез руркъухIели ,илдалалексикалашалсимягIнаумцIухIели  (исследоватьдирухIели). ДурабуркIехIесловарьличилхIянчи.  Касая словарь,  даргаядугьбиигуси,гьими, ахир .     ИлдидугьбалалексикалашалсимягIнагьаргбарая.

 

 

Слайд  6.

-Эгердугьбибаяндируси словарь агарабиалли, сен-сен аргъесвирарадевламягIна?  ( контекстлизибад ).

-ХIеръаядоскаличибсиконтекстличи. Дугьбала   мяг1на  предложениебазибгьаргбарая.

 

Къяналаахирхайрила х1ебирар.(къянапучкабирусисаби)

Бурулраибсидевлизибахирбаргая. (морфемала бут1а)

 Хала бег1ти бик1улибири: «Ахирзаманалябкьян.»( дунъяличир г1ямру кадерни)

 

Вывод: ахирибси дев чумал мяг1нализиб бузахъулисаби.

 

Слайд 7.

-Дахъал мяг1нубар дугьбас г1урра се или иру? (омонимти)

-Омонимталадурарад г1урра сегъунтидугьбидаладая х1ушани? (антонимти,синонимти)

- Гьари, гьандиркахъех1е правилоби. Доскаличир делк1и лерправилоби,аммаилдидархили сари.

Даргаявачуламерличикадатирая.

 

АнтонимтилексикалашалмягIнадекIарти,аммацаванирути яра лукIутидугьби.

 

СинонимтимягIнализиркъаршитицагъайлабутIаладугьби.

 

ОмонимтицагъайлабутIаладугьбисари,чулирацасекIалишан, баркьудичебиахъути.

 

- Чидидугьбас бик1ара антонимти?

 -Чидидугьбас бик1ара синонимти?

 -Чидидугьбас бик1ара омонимти?

АхтардидирехIеправилоби, абхьаяжузибяхI 20-23.

- Дархьлив?  ИшрахIялумцбаресбажардидикилра.

 

Слайд 8.

Антонимти,омонимти,синонимтисекьяйдадалулралхIушаниахтардибирехIе. ДурабуркIехIегруппабазибхIянчи.

I группалиназмулизирдургуомонимтивадекIардиру:

ДарсхIебелчIивакIили

Мурадлибурибкъяна.

Къяначебаэсмурадли

                                   Ил вякьунвацIализи.

 

2 группалибуралабазирдургуантонимти:

Муримайруд  - кьяриури, кьутIкьумайруд – туирури.

ВайсилахIялхIебагьурсили, гIяхIсилакьадрихIебала.

3 группалидугьбачисинонимтиделкIеная:

Давла

   Чарх

   Мер

АхIерси

Шадлихъ

 

 - ДелкIадав? 

- ГьаннадехIсурдараяхIянчурби. ЦалацалихIянчурбиахтардидарая,дархьлидиъникадизахъаявакьиматуникадатирая. БуралабаламягIнагьаргбарая.

 

Слайд 9.

-ГьаннадетарехIепоэтуни.

-Назмулизирдугьбикадикилисарину, кумекбараядаргахъесвачуламерлакадатирая:

БукIуй маза лугIухIели,

Дурчу ……    .

ДурхIялижузбучIухIели,

Дарс ……   .

Гьаргдараябала ибсидевламягIнуби.  ( багьудикасни, мазала гъез)

 

Слайд 10

 

                                                    Ребус арзни:

Девличи синоним белкIеная, имцIабараяиличихIярп,сегъуна дев бетаура?

 

АЗБАР  + Р =   ( гIяя +Р)

МУСА   + С =   (мер+С )

ИшдидугьбицамягIнализирдузахъув яра чумалмягIнализиру? ( ЦамягIнализир)

 

Слайд 11.( пультаначил  х1янчи)

 

 

5.  Рефлексия.

ХIяз « ГIямултарсуалти»:

         СегъунабекIпикрихIебикIара?   (дубурлаадамла ах1енну)

         СегъунакьякьхъучибадбакIахъесхIейрара?  (устала, миц1ирагличив ах1енну)

         Мургьила се асесхIейрара?    (някъби сяг1ят ах1енну)

         Сегъунакьяцаличив  уста узесхIейрара?  ( мицIирагличив )

         СегъуначIалагьамадлибячесвираранякъли?  ( мурчIла, (къакъла ах1енну)

Слайд12.

 

6. Дарслаахир.

-  Дарстаманбиуб. ХIушалахIушаникьиматуникадатирая.

 

Слайд I6    (дарслаахир)

         Гьаннанунибалулра….

         Гьанна ну бурсивиубра……

         Гьаннанунимезлизирдузахъис……

         НабгIяхIбизур…

         Набкъияннири….

 

Слайд 13.

ХъулихIянчибедни:

ЖумягIибсидевличилчумал предложение пикридараяваделкIеная, чумалмягIнализиббетэсли.

 
Урок на конкурс-2016.docx (скачать)

Мастер – класс 10 класслизиб тема: « Г1ямарла Батирайла г1ямрула ватворчестволагьуни»

25.04.2019

 

"Даргалапоэзияладудеш"

Н. Тихонов

Даргалалитератураладарс.

 

Дарс х1ядурбариб: Г1ялибекова Э.М. МКОУ «СОШ №12» г. Избербаш.

 

Дарсла тема:  «Г1.Батирайла г1ямрула ватворчестволагьуни"

 

Дарсламурад:

 а)багьудилашалси: даргалапоэтла  г1ямрула  ватворчестволагьуйчил

дурх1ни тянишбарни.

 б)бяркълашалси: дурх1назир дарганмезличивалитератураличидиги

адикьес, Батирайлатворчестволичидиги чеимц1абарни;

в) гьалабях1арбукнилашал:  мурхьли пикрибик1ахъес, анализ бирахъес

дурх1ни бурсибарни.

Чулапикрибурахъесбажардибикахъни.

 

Пайдаладирути ваях1:жуз, суратуни, презентация, компьютер, проектор.

 

Дарслажура: белч1унси материал  тикрарбарни.

 

Дарслабашри:

1.Дурх1ни дарсличи х1ядурбарни:

Слайд 1.- Салам, дурх1ни. Ишбарх1и,  иш г1ях1си атх1ебла барх1и, цаличица х1ердилзех1е, цаличица пишдирхъех1е. Дурабурк1ех1е нушани г1ядатлаах1енси дарс.  Даширая, дурх1ни,   ДагъистаДаргаларайонтазираддарх къунздулхъех1е.

         2.   

- Х1ушани сегъунтидаргаларайонтидаладая?  ( Ахъушала, Лавашала, Дахадаевла, Хайдакьла, Сергокъалала).

- Гьари, т1ашдилзех1е Сергокъалаларайонничир. Сергокъалаларайоннизибадчидиписательти, поэтуни, машгьуртиадамтибаладая х1ушани? 

Гьаннануни буч1ас назму, х1уша пикридухъенаячила сари ишдитугъи?

 

Слайд 2.Учительли буч1а Батирайладалай:

Шишимайзиихьиби

  Ши балтанибелири,

  Урх1ли ши батараши

Балтирашалалдунъя.

 

-Чила сари ишдитугъи?                                                 

- Чисаю Г1.Батирай?

- Иш 2017 ибилдусБатирайличил сен-сен бархбаси? (к1идарш дусвирулисай)

Слайд 3- Ишбарх1и, дурх1ни нушаладарсла темасаби: Г1.Батирайла г1ямрула ватворчестволагьунитикрарбарни.

Слайд 4.   Дарсламурад : Г1.Батирайла г1ямруличила. илалатворчестволичилакасибсибагьудикагахъни.

Слайд5.  Дурх1ни, гьари бирц1ахъех1е ишгъуна таблица. Цаибсикьанилаб лук1адая х1ушани балуси Г1.Батирайличила, к1иибиллизиб – багьесдигуси сек1ал, х1ябъибил кьани – бирц1ахъидая дарслаахирличиб.

 

Балулра

Багьесдигулра

Багьурра

           
 

- Цакамси х1ялумц1лашал х1янчи дурабурк1ех1егьари. Схема ва вывод бирех1е.

Слайд6.Батирайла у гьанбушибх1ели, сегъунтипикруми, дугьби алк1улив?                      (доскаличибБатирайласуратлеб, илала у гьанбушибх1ели, сегъунтипикруми алк1улил лук1ех1е (Технология КЛАСТЕР))

 

 БАТИРАЙ

                                                       

 

шишимъала    поэт      поэзия     далай   Х1урхъи   мискиндешдавлатичебтачигьими

 

 

гъабзадешдигайла       г1ямруличила

 

   

адамличидиги

Слайд

    Слайд 7.            БАТИРАЙ

                                                                

 

шишимъала      поэзия     поэт     далай   Х1урхъи   мискиндешдавлачебтачигьими

 

 

гъабзадешличиладигайла       г1ямруличила

 

 

адамличидиги

 

- Гьаннасегъунтипикруми алк1улив?

- Сегъунтитемабиахъдурцуливдалайчини?

Дурх1ни:

 -гъабзадешличила, дигайличила, г1ямруличила. Слайд8.

Гьари, гьандикахъаяБатирайладалуйти. Гьарилкьукьяли делч1еная ца-цаназму

( партабачирлерназмурти, баргаяилдазибад х1ушаб х1яжатси темаличиладалай.)

1 кьукьяли - гъабзадешличила,

2 кьукьяли - дигайличила,

3 кьукьяли - г1ямруличила.

Илдиназмуртиахъли дуч1а.

Назмулизиблеб дек1арбарибси дев. Ил дев баргаябаянбирусисловарьлизиб, илала мяг1на гьаргбарая, белч1еная.

Слайд 9.

***

Куц1и вац1а ц1ябдикьул

Ц1удара варгьила ваг1,

Ц1яб къадашаладикьул

Ц1уб арцлаяракьла ваг1.

***

Абаан х1у вякьибла

Гьвилисуридирдибил,

Адаан х1у  айкьурла

Дуразлихъатдилкунил.

***

Пушгьуйширтит1улливан

Дархьли дак1иб чархла даг1.

Т1айширти пегьлумион

Рурх1ути х1улбела даг1,

Пегьлумаширгумиван

Дитисуннудбела даг1.

 

Илди х1ябалра темаладалуйталахасдешселизиба? (адамличила, адамла г1ямруличила)

Х1ебиалли вывод:  Г1.Батирай адамтачил сен-сен вириба? Батирайсадамтибигни, гьаманилдачилвархвалсни. Сегъунтицарх1илти писательтала, поэтуналапроизведениебазибадбагьада х1ушаниБатирайадамтачилгьаманкъаршивиркни, шадибгьундуридигахъни?        ( Х1.Рабаданов " Батирай  г1ях1ладли." М.Г1ях1мад "Батирайс"...)

 - Ишбарх1ила г1ямрулизив нушала урк1базив кавлулив Г1.Батирай?

Слайд 10.   - Сен-сен багьесвирара?  Се лебаилала у бихуси? ( Даргала Драматический театр, сабира Избербаш шагьарлизибси)

- Х1уша гьачамалрадякьунтиравтеатрлизи? Дашес г1яг1ниси саби, вег1ла мез, культура дагьес,  дигесгьариллачебласаби.

Слайд 11.   -Х1ушала партабачир, бузерила к1ап1разир леб баян биографиялизибадБатирайла.

- Дурх1ни, илалабиографиялизирдаргая х1ябал манзил, чунира г1ямрулизир дарсдешлуми ак1ахъубти, къел-х1ерзи калахъунти( дурх1ядеш ( нешли ак1ахъуб далайличидиги), жагьдеш ( Аминат гьаррит1ун), ухънадеш ( шилизивад дуг1аиб). Слайд 12.

- Дебаликъияннисабиилалатворчестволизирсегъунти-диалраманзилти( этапуни)чедаахъес, гьалар белк1-белч1 агнибагьандан. Батирайладахъалдалуйтинушачих1едаилидиэсраасубирар.

Гьаннагьаркьукьялица-цасуал х1ядурдарая вацализицалихьардаая.

1.      Чинав ак1убсири Батирай?

2.      Сегъунтитемабизайдулхъуливилаладалуйтазир?

3.      Чиди мез дали Батирайли?

4.      Чисабриилаладалуйтачи лех1ихъути?

5.      Мурт вебк1ибсири Батирай?

6.      Вебк1ибара Батирай?

Гьари, дуч1ех1е ил х1екьлизир Р.Х1ямзатовла дугьби:

 

Слайд 13.  -Гьари, дуч1ех1е ил х1екьлизир Р.Х1ямзатовла дугьби:

"НушалаулкализирБатирайладалуйти дуч1ули сари. Г1ялимтани гьаннараБатирай вебк1ибси барх1и кабизахъесбирули ах1ен, жалбик1ули саби. Батирай вебк1ибси барх1и лебси ах1ен. Илаладалуйтиадамтани дуч1ули г1ергъи, ил убк1уси ах1ен."

- Дархьти сари илдидугьби. Иш гьак1лиссегъунтибуралабигьандикахъесвирара?

( Адам - убк1ар, у - кавлан,..).

Слайд 14.  Дурх1ни, гьанналайикьлисабиБатирайладалайличи лех1дизесра. Избербаш шагьарла 12 – ибилшколала уч1ан х1ушаб саламик1ули сайваилини буч1а Батирайладалай. Лех1дизирая.

- Чиди тема ахъбурцуливпикридухъеная. Сегъунтимезла г1яг1ниахълуми пайдаладируливпоэтли?  (тема - гъабзадешличила, мезла г1яг1ниахълуми – гиперболаби…, 

Мешубуцуни …)

- Далай аргъибх1ели, сегъунти урк1ила х1ялани алк1улив х1ушала?

-Гьаннала г1ямрулизив чидидарганадамлагъабзадешличилабуресдирудая?... игитла бебк1али вебк1ибси, урехиагарси,сунениралебилра Ват1ан балтахъантигьирбариббузахъес. (Мях1яммад Нурмях1яммадов) Слайд 15.

Слайд 16. Рефлексия…

Гьари, дурх1ни гьанна чардулхъех1е таблицаличи. Биц1ахъая х1ябъэсил кьани.

Балулра

Багьесдигулра

Багьурра

     

Слайд 17.   Хъули  х1янчи:

- Г1.Батирайличила проект бараява х1ушала учительлизибедая.

 Ишбарх1и … дурх1ни г1ях1ил бузиб. Илдас кадалтех1е шулакьиматуни. Баркалла дурх1ни.

 

Бузерила к1ап1ри.

ФИО____________________________________

класс_______

1.      Дурх1ни,  биц1ахъая иш таблица. Цаибсикьанилаббелк1еная х1ушани балусибаян Г1.Батирайличила, к1иибиллизиб – багьесдигуси, х1ябъибил кьани – бирц1ахъидая дарслаахирличиб.

 

Балулра

Багьесдигулра

Багьурра

 

 

 

 

                                                           

 

 

2.      Кластер биц1ахъая.

 

 БАТИРАЙ

           

 

шишимъала      поэт      поэзия     далай   Х1урхъи   мискиндешдавлатичебтачигьими

 

 


гъабзадешдигайла       г1ямруличила

 

 

 

 

 


3.                А) Гьарилкьукьяли белч1еная цаназму (баргаяилабх1ушаб х1яжатси темаличиладалай.)

1 кьукьяли - гъабзадешличила,

2 кьукьяли - дигайличила,

3 кьукьяли - г1ямруличила.

Илдиназмуртигьаркьукьялиахъли делч1еная вамезла г1яг1ниахълуми даргая

.

Б) Назмулизиблеб дек1арбарибси дев. Ил дев баргаябаянбирусисловарьлизиб, илала мяг1на гьаргбарая, белч1еная.

________________________________________________________________________________


***

Куц1и вац1а ц1ябдикьул

Ц1удара варгьила ваг1,

Ц1яб къадашаладикьул

Ц1уб арцлаяракьла ваг1.

       

***

Абаан х1у вякьибла

Гьвилисуридирдибил,

Адаан х1у  айкьурла

Дуразлихъатдилкунил.

       

***

Пушгьуйширтит1улливан

Дархьли дак1иб чархла даг1.

Т1айширти пегьлумионХочу такой сайт

Рурх1ути х1улбела даг1,

Пегьлумаширгумиван

Дитисуннудбела даг1.


4.    Дурх1ни, Батирайлабиографиялизирдаргая х1ябал манзил, чунира г1ямрулизир дарсдешлуми ак1ахъубти, къел-х1ерзи калахъунти.




   


5.    Сегъунтимезла г1яг1ниахълуми леера ишдалайлизир.

 

Далай чум делч1аслира -

Далай г1ях1на гъвабзалис,

Къийндибилмусанив

Даршлизицаулхъанну.

Х1ябкуб чум дакьаслира -

Х1ябкуб кункилурчилис,

Си делла урк1илишир

Дикьулгъвабзаламурад.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гъабзадешличила

 

Далай чум делч1аслира -

Далай г1ях1на гъвабзалис,

Къийндибилмусанив

Даршлизицаулхъанну.

Х1ябкуб чум дакьаслира -

Х1ябкуб кункилурчилис,

Си делла урк1илишир

Дикьулгъвабзаламурад.

               ***

Куц1и вац1а ц1ябдикьул

Ц1удара варгьила ваг1,

Ц1яб къадашаладикьул

Ц1уб арцлаяракьла ваг1.

                  ***

Х1акьли г1ях1на гъвабзала

Х1вябразир х1вяб ах1дирар.

Шивухъунбагьадурла

Гьвадублир ц1илда дирар.

 

                 ***

Г1ях1на гъвабзала г1вямру

Дираргъанушурадус

Я урх1лиини хьаршу,

Я Сибиллизиархьу.

 

                  ***

Дели дурашар хабар

Дисур г1ях1гъабзала неш,

Дила г1ях1гъабза сайну

Убк1ар или ламуслис.

Ши дух1нар гъавгъа дели

Дулхъанхьунчалахьунул,

Вадилахьунчасайну

Уар или хьунначув.

       

***

Г1ях1гъабза  адашивад

Адмак1аб вайнагъабза,

Адаандякьибкъугъни

Суниширширихъуну.

Вайгъабзаадашивад

Адмак1аб г1ях1на гъабза

Адаширдякьибкъугъни

Нуниширихъус или,

Убк1арну агваражай.

 

                 ***

Ибк1мебк1аб г1ях1на гъабза

Виалратурладушман.

Ибк1али г1ях1на гъвабза

Разиирарвайгъабза

Гумай бац1бухъун или,

Зулмушибасиб или.


________________________________________________________________________________________


               Г1ямруличила

Гьай х1ула ваг1 верх1на ибк1,

Тамашаладунелиб

Цабах1тас майдан дуне -

Хъарургубагурдасъан,

Цабах1тас дармандуне -

Г1ямилих1иб чич1айсъон.

Г1яй х1ула верх1ал ваг1ибш

Вайнадунелибкьалли.

               ***

Абаан х1у вякьибла

Гьвилисуридирдибил,

Адаан х1у  айкьурла

Дуразлихъатдилкунил.

 

***

Шишимайзиихьиби

Ши балтанибелири,

Урх1ли ши батараши,

Балтирашалалдунъя.

Анц1дукьайзи ихьиби

Бик1 дулъулбаласлири,

Дуараши урх1ли бик1

Хьархира ц1ябил х1вяри.

                 ***

Вагьуя, шила шанти,

Тавталлизир хат1лацад

Агукъедила хат1а

Бахъ вайг1иб х1арбик1ворго

Бях1ц1а хьуннеламуъли,

Ва, х1ула верх1ал ваг1ибш,

Ца г1ях1на дунедигиб.

Дуне каниббирара,

Я дивайзивадайгиб.

Адак1ун шисиране,

Игъбарагорпякьирлис,

Г1яндан варгьегъизбицад

Г1як1айла унцидигиб,

Ишди Х1урхъила шантас

Барх1или, х1ябал хьайис.

Дилгьволли г1ях1ли дилгьоб

 Амч1а кьвякъандакъачни.


_______________________________________________________________________________________________


Дигайличила

 

Пушгьуйширти т1улливан

Дархьли дак1иб чархла даг1.

Т1айширти пегьлумион

Рурх1ути х1улбела даг1,

Пегьлумаширгумиван

Дитисуннудбела даг1.

     

  ***

Х1улара диларах1и

Ах1дихьибара дигай

Див гванза рях1матлион

Г1ялам гъайлибилкъихъис.

К1велла нушилах1инил

Ах1духъунара карц1и

Шинкьанабракарабра

Хьуннас диван бихьихъис.

   

***

Хъунц1а муц1ур мужукьла

Мукьарагъунахьунул,

Маллидухънадиулрив,

Нук1уналан ливалла,

Дурх1яйли дихьибдига

Даимкъилхьадикьули.

Х1унелла кьасбакьаго

Ибк1араши хайрегвор,

Асилимаслисдусми

Дурк1ух1ану дархдусми


                   

Министерство образования и науки РД

   

 

 

Мастер – класс

 

10 класслизиб

тема:

 

« Г1ямарла Батирайла г1ямрула ватворчестволагьуни»

 

 

Дураберк1иб:

Гимназия № 11, Мях1ячкъала

Г1ялибекова Э.М.

дарганмезлавалитературала муг1яллим

МКОУ «СОШ №12»


О.Батирай-откр.урок.docx (скачать)

Англо-русско-даргинский интегрированный урок " СТЕРЕОТИПЫ"

26.04.2019

 

Цель урока:

         Образовательные: расширение знаний и словарного запаса уч-ся по английскому языку на основе регионального компонента.

         Познавательные: развитие кругозора, ознакомление с достопримечательностями и традициями своего края.

         Воспитательные: воспитание гражданственности и нравственности, патриотизма, уважения к достижениям своих предков.

         Практические: обучение навыкам экскурсоводов, что является вполне оправданным в связи с признанием Дагестана рекреационной зоной РФ.

 

Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки, выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа, пословицы на плакате

Эпиграф:

В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)

Звучит тихая дагестанская национальная (даргинская) музыка.

(Смайлики) Now I want you to get the smile from this box and to give it to your neighbour. … All green smiles get together at this desk, the same for red and yellow smiles. OK. I give you the answer sheets.

There are a lot of wonderful places in our country and the most beautiful of them is our native land-Daghestan. Today we are going to review some interesting facts about the place we live in. Dagestan is our small Motherland. We'll speak about stereotypes, how we use them and what we should do to crash negative stereotypes about our country.

(Просмотр рекламы Дагестана на форуме в Сочи)

Перед вами на опорной схеме напечатанное слово «Дагестан» и его символическое изображение, попробуйте подобрать к нему слова – ассоциации. Что представляется при звучании «Дагестан»? (используется довольно эффективный прием «путь к произведению через себя». Учащиеся, работая с заданием, записывают свои ассоциации, затем называют их вслух и проговаривают. Примерные ответы ребят могут быть следующие: горцы, горы, много национальностей, юг, мусульманство, ислам, Пушкин-тау, красота, природа, проблемы, война, джигиты и др).

А теперь попробуйте эти слова расположить по полюсам «+» и «-». Ребята обращают внимание на то, что некоторые из терминов и понятий некорректно, просто нельзя оценить с положительной или отрицательной точки зрения, так спонтанно оформляется 3 «нейтральная» колонка. Учащиеся работают в парах, дают общий ответ. Для закрепления обращается внимание на написанные на доске цитаты, образно характеризующие положительные и отрицательные моменты. Примерно получается так:

+

Романтика

Горы

Красота 

Красивый народ

Джигиты 

Вершины и т.д.

   ≈

Ислам 

Мусульманство

и т.д.

 

-

Конфликты

Проблемы

Терроризм ит.д.

То, что вы сейчас наклеили, то есть ваши ассоциации – это именно то, о чем мы будем сегодня с вами говорить.   Иными словами, мы сегодня поговорим с вами о стереотипах. Стереотип - это привычное отношение человека к какому-либо явлению, которое сложилось под влиянием его предшествующего опыта.  Наш мозг создает стереотипы, «чтобы облегчить себе жизнь». Не будь стереотипов мышления, ему пришлось бы туго. Ведь каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нем (хорошо-плохо, полезно-вредно и т.д.) - а это ведь гигантская работа. Давайтерассмотримэтонапримерегероевмультфильмов.

- So, let’s take an example about stereotypes from Walt Disney cartoon characters. Take these pictures, divide them into two groups and say what is there common and different? Let’s describe their appearance.

- What is their hair colour? … Yes, it is a usual colour.

- What about their faces? Are they beautiful or ugly?

- What can you say about their character? Give me any synonyms to the word “negative” (evil, cruel, bad)

Эльмира: про Дагестан Нушала хала бег!таничуладурх!нибурсибирулриламус – х!яялатили, адабчертили, х!урматчертилидиахъес, Г1ях1ядешличила хъумх1ертес г1яг1ниси саби.

Эльмира (сценка)… Гьанна дурх1нани чедиахъу к1ел сценка.                   1) Нушала хала бег1тала замана:  Муруйчи  дай дугилазаманалябкьулисаби г1ях1ли, хьунуй, аризули, г1ях1ялдеш дирули сари.

2)  Ишх1елила г1ямру: Хьунуларякьи сари парикмахерскаялизи. Муруйсшагьарлизивкъаршиикилисай вахъх1и чех1еваибся юлдаш. Илини ил сунечихъулижиирулисай, хьунуйчи зянкъик1ули сай хинк1и дарахъес. Хьунуйбагьахъур сари хъулир х1ериъни, кафелизибукьяхъесхъарбариб.

Вы сейчас увидели один из самых древних обычаев Дагестана и его интерпретация сегодня. Так, какая проблема затронута здесь? … А вы знаете, какое самое тяжелое проклятие было для горца, связанное с этим обычаем? («Да пусть порог твоего дома не переступит гость!».Как вы понимаете это проклятие?).

Как изменились стереотипы за последние годы? Давайте посмотрим фрагмент из художественного фильма «Грозовые ворота». (Учащиеся смотрят, как вертолеты поднимаются в небо, а внизу раскинулась необыкновенной красоты земля, горы. Но идет война. Главные герои допрашивают боевиков. Их уводят, а главный герой произносит: «Что за люди, Сань! Жили бы дружно. Что за мир сумасшедший? Встречались бы, обнимались, дружили, целовались. Нет, сразу воевать!)

- Что хочет сказать главный герой? Что он имеет ввиду, говоря о том, что мир сумасшедший?

Какие стереотипы существуют сегодня о Дагестане вам покажет еще один ролик на английском языке.

Watch the video about going to Daghestan. A couple is discussing a trip to Daghestan. One of them is for going to Daghestan and another is against. Watch the video attentively and do the next task. What are the arguments for and against going to Daghestan?

(видеонаанглийском)

Well, do you agree with the opinion that Daghestan people are hot-tempered, aggressive, destructive and impolite? Say aloud you sentences please. Take the words and stick them on the balloons.

А давайте, ребята, разрушим эти негативные стереотипы.

Эльмира: О каких самых человеческих качествах должны помнить наши народы? …..

Итак, ребята, вам понравился урок?...….                                                                                               Что мы сегодня обсуждали, что нового узнали? Для этого представитель каждой группы расскажет о совместной работе.

Давайте послушаем напутствие великого сына Дагестана, который  заставил весь мир полюбить нашу малую Родину.

Горцам, переселяющимся с гор

Горцы, вы с новой свыкаясь судьбою,

Переходя на равнинный простор,

Горство своё захватите с собою,

Мужество, дружество, запахи гор.

 

Перед дорогою, на перепутье,

Перебирая нехитрый свой груз,

Говор ущелий в горах не забудьте,

Горскую песню, двухструнныйкумуз!

 

Не оставляйте своих колыбелей,

Старых, в которых баюкали вас,

Седел тугих, на которых сидели

Ваши отцы, объезжая Кавказ.

 

Земли щедрее на низменном месте,

Больше там света, тепла и красот...

Чистой вершины отваги и чести

Не покидайте, спускаясь с высот.

 

Вы, уходящие в край, напоённый

Солнечным светом, водой голубой,

Бедность забудьте на каменных склонах.

Честность её заберите с собой!

 

Вы, оставляя родные нагорья,

Не переймите изменчивость рек.

Реки бегут и теряются в море, –

Сущность свою сохраните навек!

 

Горцы, покинув родные жилища,

Горскую честь захватите с собой –

Или навечно останетесь нищи,

Даже одаренные судьбой.

 

Горцы, в каких бы лучах вы ни грелись,

Горскую стать сохранить вы должны,

Как сохраняют особую прелесть

Лани, что в горном краю рождены.

 

Горцы, кувшины возьмите с собою –

Вы издалёка в них воду несли,

С отчих могил захватите с собою

Камня осколок, щепотку земли!

 

Горцы, внизу вам судьба улыбнётся.

Встретит вас слава на новом пути.

Горцы, храните достоинство горцев,

Чтобы и славу достойно нести!

 
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК1 - копия.docx (скачать)

мастер-класс на базе ДИРО для учителей родного языка и литературы

25.09.2019

Алибековой Э.М. был проведен мастер-класс на базе ДИРО для учителей родного языка и литературы на тему «Имя существительное» (10 класс)  25 сентября 2019 г.

книжная ярмарка «Тарки -Тау»

20.01.2020

В г. Махачкала в Национальной библиотеке была организована книжная ярмарка «Тарки -Тау», где участвовал первый вице-премьер Дагестана Анатолий Карибов, министр информации, связи и массовых коммуникаций республики Сергей Снегирев, писатели Дагестана, руководители  библиотек, журналисты и педагоги. Ярмарку посетила учитель родного языка и литературы МКОУ «СОШ 12» г. Избербаш Алибекова Э.М.19 сентября 2019 г.

Встреча с Идзиевым И., современным даргинским поэтом

11.10.2019

Алиева Р.Г.  10 октября 2019 г. организовала и провела встречу с Идзиевым И., современным даргинским поэтом, автором песен, которые исполняют известные эстрадные певцы. Поэт рассказал о своем детстве, о трудном военном периоде того времени. Дети были заинтересованы рассказом гостя.

Родительское собрание

21.11.2019

Алибекова Э.М., Алиева Р.Г. провели родительские собрания, посвященные значимости родных языков в  октябре и ноябре 2019 г

26 сентября 2019 г. Алибекова Э.М. посетила Союз писателей, где провели интересную встречу с писателями разных национальностей, были подарены на память книги.

30.09.2019

26 сентября 2019 г. Алибекова Э.М. посетила Союз писателей, где провели интересную встречу с писателями разных национальностей, были подарены на память книги.

отальный диктант «Единство Дагестана» на даргинском языке

22.10.2019

21 октября 2019 г. в МКОУ «СОШ 12»  был проведен Тотальный диктант «Единство Дагестана» на даргинском языке среди учащихся 8-11 классов МКОУ «СОШ №12».

Всероссийской научно-практической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

26.10.2019

25 октября 2019 г.Алибекова Э.М. приняла участие во Всероссийской научно-практической  конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество», к  40-летию сектора родных  литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо - Годи. Алибекова Э.М. подготовила для печати в сборнике доклад  по теме «Пути повышения интереса учащихся к изучению родной литературы».

Межрегиональный семинар «Языки и культура народов России: сохранение и развитие»

30.11.2019

29 ноября 2019г. Алибекова Э.М. приняла участие  в Межрегиональном семинаре «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» на базе ДИРО.

«Второе дыхание родным языкам»

11.11.2019

Алибекова Э.М. приняла участие в Республиканском конкурсе «Второе дыхание родным языкам»  (сочинение и диалог). 

Конкурс педагогических практик

09.12.2019

Алибекова Э.М. и  Гаджимурадова Б.А. приняли участие в конкурсе педагогических практик преподавания родных языков народов России в номинации « Лучшая методика и практика в обучении родному языку»

Алибекова Э.М. ( урок на тему «Стили речи») и  Гаджимурадова Б.А.

(«Урок родного языка в 1 классе»)

городское мероприятие "Азбука в России"

29.11.2019

28 ноября 2019 г. на базе Даргинского Драматического театра прошло городское мероприятие « Азбука в России», в котором приняли участие и заняли призовые места учащиеся 3класса  МКОУ «СОШ №12»   в номинациях «Песня» - 2 место, «Стихотворение» - 3 место. Подготовила учитель родного языка и литературы Азизова Х.М.

классный час на тему «Родной язык – душа народа»

07.12.2019

7 декабря 2019 г. Алибекова Э.М.  провела классный час на тему «Родной язык – душа народа» в 8 «А» классе.

Гаджимурадовой Б.А. был проведен конкурс инсценировок и стихов среди учащихся 5 классов 11 декабря 2019 г.

11.12.2019

Гаджимурадовой Б.А. был проведен конкурс инсценировок  и стихов среди учащихся 5 классов  11 декабря 2019 г.

Омарова П.О. провела мероприятие 14 декабря 2019 г. среди учащихся 2 классов на тему «Удивительный алфавит».

16.12.2019

Омарова П.О. провела мероприятие 14 декабря 2019 г. среди учащихся 2 классов на тему «Удивительный алфавит».

Круглый стол на тему «Языки народов Дагестана в системе среднего профессионального и высшего образования».

11.02.2021

11 февраля 2021 г. на базе ГБПОУ «Профессионально-педагогического колледжа им. М.М.Меджидова» совместно с ФГБОУ ВО «Дагестанским государственным университетом» Кафедрой дагестанских языков, учителями родного языка г. Избербаш состоялся круглый стол на тему «Языки народов Дагестана в системе среднего профессионального и высшего образования». Представителем ФГБОУ ВО «Дагестанского государственного университета» Кафедры дагестанских языков был Багомедов Муса Расулович – заведующий кафедрой дагестанских языков, профессор ДГУ и ДИРО, доктор филологических наук.

В мероприятии приняла участие учитель родного языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» г. Избербаш Алибекова Эльмира Мусаевна.

Цель мероприятия: объединить средние общеобразовательные, средние профессиональные и высшие учебные заведения в решении современных проблем, связанные с изучением национальных языков нардов Дагестана.

Документ Microsoft Word(2).docx (скачать)

Семинар «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

12.02.2021

12 февраля 2021 г. на базе ДИРО г. Махачкала состоялся семинар «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», в котором приняла участие учитель родного языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» г. Избербаш Алибекова Эльмира Мусаевна.

Модератором семинара является Гусев Алексей Владимирович, член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской организации.

Целевая аудитория: специалисты Министерства образования и науки РД, сотрудники Дагестанского НИИ педагогики, ДИРО, представители вузов, колледжей, методисты органов УО, руководители ОО, учителя, преподающие родные языки и родные литературы.

СЕРТИФИКАТ.docx (скачать)

24.10.2019

Общие сведения об учителях родных языков в СОШ №12

Просмотров всего: , сегодня:

01.10.2019

План ШМО родного языка

Просмотров всего: , сегодня:

30.09.2019

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(872)4526741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».